Межрелигиозный диалог в России и других странах СНГ

Исполнительный секретарь МСР священник Димитрий Сафонов выступил с докладом на конференции, посвященной духовно-нравственному образованию в современной школе



Исполнительный секретарь МСР священник Димитрий Сафонов выступил с докладом на конференции, посвященной духовно-нравственному образованию в современной школеТема доклада «Деятельность Межрелигиозного совета России по продвижению духовно-нравственного образования»

14 февраля 2018 года в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное образование в современной российской школе: социально-философский, научно-педагогический и межрелигиозный аспекты».

Секретариат Межрелигиозного совета России организовал проведение и работу секции на тему «Межрелигиозное взаимодействие и сотрудничество в развитии преподавания религиозных культур в российской общеобразовательной школе»

В ходе работы секции исполнительный секретарь МСР, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межрелигиозным отношениям священник Димитрий Сафонов выступил с докладом «Деятельность Межрелигиозного совета России по продвижению духовно-нравственного образования».

Текст доклада приводится ниже.

Уважаемые коллеги, участники и гости конференции!

Наша сегодняшняя конференция проходит под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации и Межрелигиозного совета России. Совет объединяет глав четырех традиционных религий нашей страны – православия, ислама, иудаизма и буддизма.

В Президиум Совета входят главы Московского Патриархата, Центрального духовного управления мусульман России, Совета муфтиев России, Координационного центра мусульман Северного Кавказа, Духовного управления мусульман Татарстана, Федерации еврейских общин России, Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России и Буддийской традиционной сангхи России. Все представители этих религиозных организаций присутствуют сегодня на нашей секции.

Почетным председателем МСР является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. А постоянным представителем Русской Православной Церкви в Совете – митрополит Волоколамский Иларион.

МСР был создан в 1998 году. Вот уже 20 лет в рамках Совета диалог  традиционных религий России ведется на постоянной основе.

Россия имеет многовековой опыт мирного сосуществования и созидательного сотрудничества представителей разных этносов, культур и религий. История взаимоотношений верующих нашей страны является уникальной, она включает в себя не только славные страницы взаимопомощи и сплочения перед лицом общего врага, но  и трагический опыт гонений при атеистическом режиме.  Традиционные религии нашей страны и сегодня бережно хранят и приумножают многовековые традиции взаимоуважения, добрососедства и соработничества во имя процветания нашего Отечества.

Важным направлением сотрудничества традиционных религиозных общин нашей страны является развитие духовно-нравственного образования. Религиозные общины-члены МСР участвовали в реализации программы преподавания Основ религиозных культур и светской этики в школах. В частности, еще в 2003 году состоялась пресс-конференция, посвященная пятилетнему юбилею МСР, в которой приняли участие нынешний Патриарх, тогда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и другие религиозные лидеры. Отвечая на вопрос о религиозном образовании в России, митроплолит Кирилл и другие участники пресс-конференции заявили, что введение религиозного образования в российских школах поможет пробудить у детей интерес к изучению истории и культуры Отечества, а также к духовным ценностям и культуре соседних народов, что, в свою очередь, поможет предупредить появление религиозного антагонизма между представителями различных вероисповеданий.

Эти слова остаются актуальными и сегодня. Социальное согласие и процветание нашего Отечества невозможно без уважения граждан к формирующейся веками и многими поколениями предков национальной культуре и хранимым ею нравственно-религиозным традициям. Подлинное образование неразделимо с воспитанием. Но воспитание едва ли возможно без точной, твердой системы отсчета духовных категорий. Такие заповеди как «поступай с другими так же как хочешь, чтобы другие поступали с тобой», «не убивай», «почитай отца и мать», «не укради» являются выражением непреходящих моральных ценностей, которые удерживают мир от моральной и социальной деградации. В этом смысле развитие духовно-нравственного образования имеет большое значение для морального оздоровления общества, межрелигиозного и межэтнического согласия. Преподавание ОДНКНР позволит учащимся получить знания о фундаментальных нравственных ценностях, богатом историческом, культурном и духовном наследии народов нашей Родины, будет способствовать моральному и патриотическому воспитанию школьников.

 Члены Межрелигиозного совета России значительное внимание уделяли проблемам религиозного образования.  В частности, представители Межрелигиозного совета России совместно с экспертами Российской академии государственной службы при Президенте РФ участвовали в написании ВУЗовского ученика «Религии в России». В 2003 году Ольга Юрьевна Васильева, которая тогда являлась заведующей кафедрой религиоведения РАГС, обратилась с приложением к МСР объединиться в написании учебно-методического комплекта «Религии в России» с кафедрой религиовения РАГС. Члены Президиума МСР, в числе которых был митрополит Калининградский и Смоленский, ныне Патриарха Кирилл, главы исламских, иудейской и буддистских общин России в 2004 году (22.01.04) направили на имя министра образования РФ В.М. Филиппова соответствующее письмо, и эта инициатива была поддержана.

 Сегодня многие люди спрашивают, зачем нужно преподавать основы духовно-нравственной культуры в школах. Для ответа на этот вопрос предлагаю вспомнить известные слова Федора Михайловича Достоевского, сказанные устами одного из его героев: «Если Бога нет, то все позволено». Святейший Патриарх Кирилл в своих выступлениях неоднократно указывал, что трагедии XX века, распространение бесчеловечных тоталитарных режимов, мировые войны, унесшие жизни десятков миллионов людей, были связаны с отказом от духовно-нравственного измерения жизни, с попыткой построить общество без Бога, Именно религиозная система координат дает представление об абсолютных, неизменяемых нравственных ценностях. Преподавание ОДНКНР может способствовать развитию у школьников морального сознания, умения отличать добро от зла. А это крайне актуально для современного общества, когда на наших детей обрушиваются потоки информации, распространяются различные культурные нарративы и образцы поведения, основанные на вседозволенности, культе потребления и насилии.

Говоря о перспективах и задачах развития духовно-нравственного образования, не могу не упомянуть тему экстремизма. Распространение экстремизма и терроризма под религиозными лозунгами сегодня является одним из основных вызовов для традиционных религий и современных обществ по всему миру. Теме псевдорелигиозного экстремизма было посвящено заседание  Президиума Межрелигиозного совета России 21 февраля 2017 года, которое прошло под председательством  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В своем выступлении глава Русской Православной Церкви отметил: «Восприимчивость некоторой части нашего общества к пропаганде экстремистских идей — это печальное следствие неосведомленности, а если называть вещи своими именами, то попросту невежества в религиозных вопросах. Социологи выявили значительный рост экстремистских настроений за последнее десятилетие, прежде всего в молодежной среде. В группе наибольшего риска — молодые люди в возрасте от 15 до 21 года, проживающие в крупных городах. Но ведь вербовщик не говорит: «Встань на защиту каких-нибудь гнусных идей», — он говорит о религии, он обращается к религиозному чувству человека молодого, необразованного, часто не разбирающегося в богословских вопросах». Для защиты молодежи Святейший Патриарх Кирилл предложил уделить внимание развитию религиозного образования и просвещения. Святейший Патриарх отметил: «Без системного подхода к преподаванию основ религиозных культур в средней школе ситуацию изменить очень трудно. Расширение курсов, посвященных той или иной традиционной религии России, должно сопровождаться воспитанием уважительного отношения к верующим других религий. Иначе говоря, помимо знаний о своей религиозной традиции учащимся следует также давать необходимые знания о других религиозных традициях, которые сохраняют народы России, — чтобы дети с молоком матери воспринимали уважение к людям других религиозных взглядов».

Таким образом, вопросы религиозного просвещения тесно связаны с задачей противодействия псевдорелигиозному экстремизму и диффамации религии. Распространение многих фобий, ложной интерпретации религиозных учений, чем нередко пользуются радикалы, во многом является следствием религиозного вакуума, отсутствия у людей верных представлений о духовных традициях. Случаи вербовки студентов экстремистами говорят о необходимости повышения уровня религиозного образования.

Преподавание ОДНКНР может стать своеобразной прививкой от экстремисткой идеологии, спекулирующей на религиозной риторике. Дети должны знать как свою религиозно-культурную традицию, так и основы других мировоззренческих систем. Они должны сознавать, что Россия является общим домом для представителей разных национальностей и культур, различие в религиозных убеждениях, не может вести к вражде, напротив религии призывают к миру, состраданию, любви к ближним. В самом облике человечества заложено великое многообразие, его красота и неповторимость, призвано служить раскрытию внутренних возможностей личности и народов.

Опыт деятельности Межрелигиозного совета России свидетельствует, что вследствие близости моральных принципов, оценка традиционными религиями различных социальных явлений оказывается очень близка. Это позволяет нам сотрудничать по ряду направлений, таким как защита семьи и детей, противодействие межнациональной розни и экстремизму, профилактика социально опасных пороков и так далее. В этом контексте никаких проблем между религиями в ходе диалога, который строится вокруг соработничества в социальной сфере, не возникает, напротив, в отношениях присутствует дух взаимопонимания и доброжелательности.

Вместе с тем проблемы из сферы взаимодействия религиозного и секулярного сознания зачастую являются самыми болезненными, вызывают острые дискуссии и могут приводить к расколу общества.

В заключении я хотел бы остановиться на еще одном вопросе, связанном с практическими аспектами перспективы введения в школах предметной области ОДНКНР. Важно понимать, что религиозный аспект в образовании сам по себе не может служить панацеей от всех бед. В дореволюционной России в XIX веке и начале XX века религиозное образование было развито, в школах преподавался Закон Божий, функционировали многочисленные семинарии. Однако это не помогло предотвратить трагедию революции, столетие которой мы вспоминали в прошлом году. Многие из людей, резко отрицательно относившиеся к религии, обучались в школах, где получали знание о религии, а некоторые из них имели опыт обучения в семинариях. В этой связи очень важно, как этот огромный потенциал миротворчества, морального и духовного оздоровления общества, который несет в себе преподавание Основ религиозных культур народов России, будет реализован на практике. Для выработки оптимальных вариантов преподавания ОДНКНР требуется совместная работа государства, представителей религиозных общин, привлечение широкого круга экспертов.

Уверен, что наша сегодняшняя конференция внесет значимый вклад в обсуждение этих актуальных вопросов.

Благодарю за внимание.