Тридцать первого мая 2021 г. в Москве от короновирусной инфекции, погибло пятьдесят пять человек. И среди них мой друг и коллега – протоиерей Лев Семенов. Самым первым на кончину священника отозвался православный журнал «Фома». Вот размещенный там некролог:
31 мая 2021 года, на 76-м году жизни, вследствие коронавирусной инфекции отошел ко Господу клирик Московской епархии, священник храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе, руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) протоиерей Лев Семенов.
Из-за ковида скончался глава Духовно-просветительского центра ПСТГУ священник Лев Семенов
О кончине священнослужителя по причине осложнений из-за коронавируса сообщил Telegram-канал Рабочей группы при Патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции.
Протоиерей Лев Семенов родился 31 декабря 1945 года. В 1960-80 годах трудился в Казани, где в 1972 году окончил исторический факультет Казанского госуниверситета (кандидат исторических наук), а потом там же преподавал. Также отец Лев работал в Государственном музее Татарии, в котором прошел путь от научного сотрудника до директора по филиалам. С 1984 по 2005 год он работал и преподавал в Твери.
В 2000 году отец Лев был рукоположен в диакона, а в 2002-м – в иерея. С 2006 года он стал доцентом Кафедры сектоведения ПСТГУ. В дальнейшем был ответственным секретарем Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС).
Также отец Лев был деканом факультета дополнительного образования ПСТГУ и духовником филологического факультета этого ВУЗа, а кроме того, вице-президентом Центра религиозных исследований (ЦРИ) и членом Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции РФ.
В последние годы отец Лев возглавлял Духовно-просветительский центр ПСТГУ, служил в храме святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе Москвы
Все верно, но об оце Льве можно и нужно сказать гораздо больше. Лев Ефимович Семенов происходил из казанской интеллигенции, и сформировался во время «оттепели», то есть принадлежал к поколению шестидесятников. Его путь в Церковь был очень непростым. Впервые я услышал о нем в самом начале 90-х, когда он был заместителем председателя Совета «Церкви Объединения» в России, то есть, формально – вторым по старшинству мунитом нашей страны. Понятно, что это была более представительская должность, реальной властью он не обладал, но, несколько лет доцент Тверского Госуниверситета Лев Семенов был публичным лицом мунитской секты в России.
Мой друг – тверской священник Александр Шабанов разводил руками: «Не понимаю, как он туда попал, что с ним произошло. Семенов преподавал у меня религиоведение, когда я учился на истфаке. Он был одним из лучших наших преподов. И я нашел в нем одного из самых внимательных и искренних собеседников, когда я поднимал темы веры».
Помню, как отец Александр в конце октября 1996 г. позвонил мне и радостно сообщил, что Семенов после шести с половиной лет в секте ушел от мунитов, и что теперь он готовится к крещению. Вскоре я поехал в Тверь – заново знакомиться с Львом Ефимовичем. Тот был полон энергии и планов, говорил, что теперь должен «отработать» весь тот вред, который он принес, будучи мунитом. Так началось наше сотрудничество.
Лев Семенов много писал, опровергал мунизм, разоблачал его планы, и эта инсайдерская информация была бесценной. Одновременно он стал алтарничать в тверском храме Трех Исповедников. Потом произошло его рукоположение – в диаконский и священнический сан. С 2003 г. отец Лев все чаще стал приезжать в Москву и помогать Центру св. Иринея Лионского. Вскоре он стал штатным нашим сотрудником, а с 2005 начал преподавать сектоведение и историю Православной Церкви в ПСТГУ. Он написал множество статей на наш сайт, пресс-релизы и реплики нашего центра, комментарии по поводу происходящих событий. Из-под его пера вышли «Открытые письма о мунизме» – фактически пространное исследование секты, являющееся лучшим пособием для религиоведа, желающего понять, как функционировал мунизм и одновременно повествованием о человеческой душе, ищущей истину и не удовлетворяющейся ложными ответами.
Отец Лев выступал на всех серьезных конференциях, посвященной сектантской тематике, от Рождественских чтений до тематических встреч и международных форумов, как в нашей стране, так и за рубежом. Вел обширную лекционную деятельность. Отец Лев был легок на подъем и быстро собирался в дорогу, причем всегда был внимательным, нетребовательным и очень тактичным спутником.
Он много размышлял о развитии противосектантского движения в России, в том числе и о том как сделать его работу более эффективной. Именно поэтому на Рождественских чтениях 2006 г. отец Лев предложил всем нам – собравшимся там сектоведам – объединиться в общую структуру для облегчения координации наших усилий, обмена информацией и помощи друг другу в кризисные моменты. Так был основан РАЦИРС (Российская ассоциация центров изучения религий и сект), а отец Лев был избран ее первым ответственным секретарем. Несмотря на свою все возрастающую занятость в ПСТГУ (где он стал деканом Факультета дополнительного образования, а потом – главой Духовно-просветительского центра ПСТГУ) он очень много сил отдавал противосектантской работе. По моему представлению он был избран в состав Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ, и отработал в этом качестве пять лет. Только в последние годы, когда возраст уже стал брать свое, а нагрузка о. Льва не уменьшалась, он несколько отошел от сектоведческой деятельности, но по-прежнему держал руку на пульсе и не пропускал ни одной встречи РАЦИРС.
В качестве главы Духовно-Просветительского Центра ПСТГУ отец Лев несколько раз организовывал презентации моих книг – «Моей Америки», а потом и «Хроник крестовых походов». Последняя презентация прошла в середине Великого Поста в Соборной палате главного здания ПСТГУ. Отец Лев был ведущим, выступал, представлял других спикеров, как всегда, артистично и великолепно, был полон сил, энергии и творческих планов. Мне сказал, что хотя ему уже 75 лет, он никак не может «замедлиться», готов к новым поездкам и новой работе.
Он был невероятно пунктуален: я не помню, чтобы он когда-нибудь куда-нибудь опоздал и всегда приходил заранее. Как-то отец Лев сказал мне, что всегда предпочитает подождать час-другой, но не опоздать ни на минуту. Учитывая возможные задержки и неожиданности, которые могут случиться в пути, он выезжал на любое мероприятие всегда с огромным запасом, и, таким образом, ждать других ему приходилось нередко. При этом, к опаздывающим на встречу с ним он относился с редким благодушием.
Отец Лев любил всевозможные заседания, встречи, конференции, застолья и, как никто другой умел их вести. Тверские священники, знавшие его очень давно, с восхищением говорили: «Вот сейчас отец Лев включит Левитана!». Мы подшучивали над ним, но, действительно, это был его дар – он мог придать красоту и торжественность любому, даже самому скучному заседанию, сказать нужные слова, обратить внимание присутствующих на докладчика, подчеркнуть уникальность и особенность каждого человека, о котором он говорил. Ему, несомненно удалось реализовать этот свой талант. Впечатляющий список его должностей свидетельствует об этом:
С 2012 года протоиерей Лев был руководителем Духовно-просветительского центра ПСТГУ. Он также являлся членом Кандидатского диссертационного совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, членом Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями, председателем Комитета Ассамблеи народов России по взаимодействию с религиозными объединениями, членом Совета Российской ассоциации защиты религиозной свободы (РАРС), председателем Совета РОО "Лицом к лицу: содействие диалогу религий и культур", председателем Православной ассоциации культурных инициатив, членом Правления Общества дружбы и культурных связей с Грецией и Кипром «Филия», председателем клуба дружбы с Грецией и Кипром «ПСТГУ-Греция-Кипр», действительным членом Императорского Православного Палестинского Общества, членом Экспертной комиссии Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел». И, конечно, членом-основателем РАЦИРС и внештатным сотрудником Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского.
Но при этом, отец Лев совсем не был карьеристом. Административная работа мало его интересовала и даже была ему в тягость. Поэтому он так легко расставался со «статусными» должностями, которых у него было немало: декан ФДО ПСТГУ, завкафедрой теологии МГЛУ и целый ряд других.
Больше всего отец Лев любил общение с людьми, и, в этом смысле, священство, к которому он пришел уже в весьма зрелом возрасте, стало его призванием. В последние годы он открыл для себя социальные сети, и очень много времени проводил в них, свидетельствуя о Церкви самым разным собеседникам. Он был совершенно неконфликтным человеком. Я не помню его раздраженным, обиженным, гневающимся. Всегда ровный, внимательный, предупредительный, любезный и тактичный к каждому человеку, с которым он общался, вне зависимости от его должности, социального статуса, уровня образования, манеры поведения. Он умел искренне радоваться успехам и достижениям других, и, как никто умел поздравлять их, торжествуя вместе с ними.
В начале этого года отец Лев напомнил всем нам о том, что наша ассоциация была основана 15 лет назад и стал готовиться к юбилею. Зимние Рождественские Чтения, в рамках которых всегда проходили ежегодные встречи РАЦИРС, были перенесены на май. Наша встреча была назначена на 20 мая, но за несколько дней до нее отец Лев сообщил, что попал в больницу с ковидом и, к сожалению, не сможет лично присутствовать. Тон его был энергичным, больницу и отношение врачей он очень хвалил, и никто из нас не подумал, что все столь серьезно.
В течение недели, пока длились сами Чтения и сопутствующие им встречи, я замотался и не справлялся о его здоровье, потом обратил внимание на столь необычное для него молчание, написал ему несколько раз, но ответа не приходило, а вотсапп показывал, что владелец акаунта не подключался уже несколько дней. Я подумал, что, видно, он уехал на восстановление после болезни в какой-нибудь санаторий, где проблемы со связью, и стал ждать его возращения.
И вдруг – известие о его кончине. Совершенно неожиданное, и потому еще более шокирующее и трагическое. Но промысл Божий неоспорим. Значит, отец Лев подошел к той черте, когда он был более всего готов к переходу в вечность, и Господь забрал его.
Вечная память протоиерею Льву!
Профессор Александр Дворкин
https://iriney.ru/main/obyavleniya/k-konchine-protoiereya-lva-semenova.html