21 мая 2024 г. в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» состоялась организованная Центром религии и права научно-практическая конференция «Историко-правовое значение введения в Российской империи начал веротерпимости 30 апреля 1905 года для современной системы правового регулирования государственно-религиозных отношений в Российской Федерации»
В конференции приняли участие представители органов государственной власти, религиозных организаций, научно-экспертного сообщества, а также практикующие юристы.
Открывая пленарное заседание конференции, директор Центра религии и права НИУ ВШЭ Светлана Анатольевна Нуждина подчеркнула важность ретроспективного анализа религиозной политики в России. Исследование изданного 30 апреля 1905 г. указа российского императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» и его практической реализации актуализирует вопросы правового регулирования отношений в сфере свободы совести и свободы вероисповедания, взаимодействия государства и религиозных объединений. С.А. Нуждина отметила, что в современных условиях особое внимание уделяется проблеме укрепления российских духовно-нравственных ценностей. Вместе с тем, важно, чтобы тон дискуссии задавали люди, глубоко знающие этическую и историческую подоплеку проблем, историю взаимодействия государства, общества и религиозных объединений.
В конференции с докладами выступили представители религиозных организаций членов Межрелигиозного совета России.
Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Владимирович Кипшидзе представил доклад о защите чувств верующих как органическом элементе института религиозной свободы. По мнению докладчика, идея о высшей ценности человека, равно как и принципы свободы совести и свобод вероисповедания покоятся на христианском фундаменте и предполагают уважение к религиозным ценностям и чувствам верующих. В то же время светскость, доведенная до логического завершения, приводит к абсурду и саморазрушению.
Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман России, ректор Московского исламского Института Дамир Ваисович Мухетдинов рассказал о тысячелетних традициях веротерпимости на евразийском пространстве современной России как об основе гражданского мира и взаимодействия традиционных религий России. Первым государством с традициями веротерпимости на нынешней территории нашей страны был Хазарский каганат, где сочетались иудаизм, христианство и ислам, назначались судьи для представителей всех конфессий. Принципы веротерпимости действовали и в Золотой Орде. Российское государство в течение длительного периода времени скорее терпело, чем поощряло иноверцев и только в начале ХХ в. ситуация существенно изменилась. По мнению докладчика, важно продолжить традиции веротерпимости в евразийском пространстве, обеспечить справедливость для верующих традиционных религий и не допускать межрелигиозных конфликтов.
Руководитель департамента Федерации еврейских общин России по взаимодействию с Вооруженными Силами, МЧС и правоохранительными учреждениями Российской Федерации Аарон Юрьевич Гуревич свой доклад посвятил влиянию указа Николая II на положение еврейской общины. Докладчик отметил, что то, что прозвучало 119 лет назад как веротерпимость, сейчас вошло в преамбулу Конституции Российской Федерации и Указ Президента Российской Федерации № 809.
Публикуется обзор других выступлений и докладов на научно-практической конференции.
По мнению научного руководителя Центра религии и права НИУ ВШЭ, доктора теологии, кандидата философских наук, профессора игумена Серапиона (Августа Евгеньевича Митько), указ императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» стал прародителем законопроектных тенденций в области правового регулирования государственно-религиозных отношений, проявившихся в дореволюционной и современной России. Игумен Серапион напомнил, что до принятия указа был установлен запрет на переход из православия в другие религии, а внутри иных конфессий такой переход был затруднителен; отдельные религиозные общины подвергались более мягкой (меннониты) или жесткой (старообрядцы) дискриминации. Указ разрешил переходить из одной религии в другую, новообращенным христианам по их желанию возвращаться в их прошлое вероисповедание, наконец, был урегулирован статус старообрядцев, которых перестали называть раскольниками. В то же время указ не провозглашал свободу совести, т.е. человек не мог объявить себя атеистом. Вопрос о соотношении свободы совести и свободы вероисповедания сохраняет свою актуальность и сегодня.
Председатель Центрального духовного управления буддистов, член Общественной Палаты Российской Федерации, член Общественной Палаты Республики Калмыкия, член Совета Московской общины буддистов Сергей Владимирович Киришов (Геше Йонтен Лодой) подчеркнул, что взаимодействие буддистской общины с государством вышло в России на более высокий уровень благодаря координирующей роли Фонда содействия буддийскому образованию и исследованиям. Докладчик выступил с предложением привлекать к разработке законопроектов, регламентирующих чувствительные для религиозных общин проблемы, представителей соответствующих религиозных организаций.
Профессор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ, доктор юридических наук Михаил Александрович Краснов отметил, что провозглашение веротерпимости – это только первый шаг к признанию свободы совести и свободы вероисповедания, закрепленным в настоящее время на конституционном уровне. Докладчиком были проанализированы соответствующие нормы основных законов зарубежных стран и сделан вывод о том, что наилучший вариант урегулирования государственно-религиозных отношений содержался в Веймарской конституции Германии 1919 г. В настоящее время, по мнению М.А. Краснова, образцом может служить Основной закон Итальянской Республики, согласно положениям которого «все религиозные исповедания в равной мере свободны перед законом; религиозные конфессии, не являющиеся католическими, имеют право создавать свои организации согласно своим уставам, поскольку они не противоречат итальянскому правовому порядку». Указанный опыт с учетом российской специфики мог бы быть использован при разработке законопроекта об оптимальных взаимоотношениях между религиозными организациями и государством.
Заместитель начальника управления по связям с религиозными организациями Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Анна Александровна Кудрявцева зачитала приветствие руководителя Департамента Виталия Ивановича Сучкова, в котором была подчеркнута важность и актуальность вопросов, касающихся государственно-конфессиональных отношений и соответствующей правоприменительной практики, представляющих живой интерес для города.
В докладе А.А. Кудрявцевой указывалось на необходимость активного сотрудничества государства и религиозных объединений как в целях обеспечения межконфессионального согласия в российском многонациональном обществе, так и в целях принятия мер для реализации указов Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 809).
Эффективность такого сотрудничества в городе Москве подтверждается данными социологических опросов, согласно которым количество москвичей, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений, является стабильным. Руководством религиозных организаций, официально зарегистрированных в городе Москве, также дается положительная оценка состояния межконфессионального мира и сотрудничества в столице.
Заместитель директора по научной работе, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, доктор политических наук, кандидат философских наук Роман Николаевич Лункин проанализировал российский путь от веротерпимости к религиозно-общественной консолидации. По мнению докладчика, в то время как в Европе происходит вытеснение религиозного мировоззрения, у России есть шанс сочетать его с развитием демократических государственных институтов. При этом ключевыми направлениями современной конфессиональной политики должны стать защита национальных интересов и противодействие террористическим и экстремистским организациям.
Научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Тимур Евгеньевич Мельник проанализировал правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации о религиозных объединениях как форме объединений. Конституционный Суд исходит из понимания религиозного объединения как формы реализации права на объединение, предусмотренной ст. 28 и 30 Конституции Российской Федерации, что, несмотря на легально провозглашаемое нераспространение норм Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» на деятельность религиозных объединений, фактически приравнивает последние по статусу к общественным объединениям. Вместе с тем в докладе была подчеркнута важная роль правовых позиций Конституционного Суда в юридическом оформлении и конституционализации государственно-религиозных отношений.
Преподаватель Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ, профессор РАНХиГС, доктор философских наук Михаил Олегович Шахов обозначил перспективы совершенствования отечественного законодательства о религиозной свободе. В частности, по мнению докладчика, требуют законодательного урегулирования следующие аспекты: статус участника религиозной организации, правовое положение незарегистрированной религиозной группы, критерии отнесения религии к традиционной. М.О. Шахов также обратил внимание на неопределенность статуса светского государства.
Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса, доктор исторических наук, профессор Михаил Иванович Одинцов осветил зарубежный и российский опыт в достижении и обеспечении веротерпимости и свободы совести. Выступающий отметил, что указ императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» был воспринят представителями разных общественных групп того времени неодинаково и требовал последовательного осуществления дальнейших шагов по развитию принципа веротерпимости, свобод вероисповедания и совести.М.Н. Одинцов подчеркнул, что веротерпимость является высшей формой государственно-церковных отношений в клерикальном государстве, приходящей на смену таким предшествовавшим формам, как теократия, цезарепапизм, папоцезаризм, ею исчерпываются возможности последовательного и концентрированного развития свободы вероисповедания.
О буддийских идеях в культуре России конца XIX – начала ХХ вв. в контексте вопросов веротерпимости и пробелах в исследованиях буддизма в России рассказала присутствующим профессор кафедры социально-гуманитарных наук Национального исследовательского Московского государственного строительного института Татьяна Владимировна Бернюкевич. В контексте темы конференции выступающая назвала два основных пункта указа 1905 года, напрямую касающихся буддистов: во-первых, ламаиты отныне переставали обозначаться в правовых документах как идолопоклонники и язычники; во-вторых, разрешалось возвращение новообращенных христиан в изначально исповедываемую ими нехристианскую веру. В докладе также была отмечена важная внешнеполитическая роль укрепления отношений государства и буддизма в начале ХХ века в аспекте вступления Российской империи в т.н. «Большую игру».
Доцент кафедры конституционного права Санкт-Петербургского государственного университета Вячеслав Евгеньевич Кондуров затронул вопросы истории и социологии светского государства как концепта догматики публичного права. Семантическое ядро светского государства в той или иной степени сложилось в результате религиозных войн, имевших место в Европе в XVI–XVII вв., и изначально было связано не с религиозной свободой, а отстранением религиозных деятелей от принятия ключевых политических решений. Позднее концепт светского государства дополнился свободой вероисповедания. Однако, как заключил докладчик, самобытность отечественной истории (господствующая веками православная вера, провозглашенный на государственном уровне атеизм советских времен, нынешнее возрождение религиозных начал) обусловливает коррективы понимания понятия и принципов светскости государства.
Старший преподаватель Московского Теологического Института Российской Церкви христиан веры евангельской пятидесятников, кандидат философских наук Эдуард Валерьевич Ананьев в своем докладе проанализировал вопросы веротерпимости как основной тенденции государственно-конфессиональных отношений, а также соотношение этого понятия со свободой совести и толерантностью.
Проблемные аспекты экспертной деятельности в религиозной сфере стали предметом рассмотрения в докладе адвоката Станислава Сергеевича Кулова, который на примере практики назначения экспертизы по уголовным делам, возбужденным по ст. 239 Уголовного кодекса Российской Федерации, обозначил необходимость привлечения к экспертизе лиц, обладающих специализированными знаниями в религиозной сфере, создания реестра экспертов-религиоведов, а также механизмов их правовой защиты, введения спецкурса по юридическому религиоведению.
Итоги пленарного заседания подвел директор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ, ординарный профессор НИУ ВШЭ Дмитрий Левонович Кузнецов, подчеркнувший, что обсуждение темы взаимодействия государства с религиозными организациями, несомненно, должно продолжаться. Он поблагодарил докладчиков и участников конференции за постановку важных актуальных проблем и содержательную дискуссию, а также предложил обобщить и проанализировать прозвучавшие на конференции идеи для их представления заинтересованным исследователям и органам власти.
Конференция продолжила работу в студенческой сессии.
По материалам сайта Центра религии и права НИУ «Высшая школа экономики»