Межрелигиозный диалог в России и других странах СНГ

Межрелигиозное взаимодействие и сотрудничество в развитии преподавания религиозных культур в российской общеобразовательной школе



Межрелигиозное взаимодействие и сотрудничество в развитии преподавания религиозных культур в российской общеобразовательной школеСекретарь МСР священник Димитрий Сафонов выступил модератором секции на конференции, посвященной духовно-нравственному образованию в современной школе

14 февраля 2018 года в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное образование в современной российской школе: социально-философский, научно-педагогический и межрелигиозный аспекты».

Секретариат Межрелигиозного совета России организовал проведение и работу секции на тему «Межрелигиозное взаимодействие и сотрудничество в развитии преподавания религиозных культур в российской общеобразовательной школе»

В президиуме секции также были ректор Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России А.Р. Сулейманов, руководитель религиозных программ Федерации еврейских общин России раввин Йонатан Фельдман и представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве Санжай лама.

В ходе своего выступления священник Димитрий Сафонов рассказал об опыте деятельности Межрелигиозного совета России по продвижению духовно-нравственного образования, особое внимание уделив важности повышения уровня грамотности в религиозных вопросах для противодействия псевдорелигиозному экстремизму. «Россия имеет многовековой опыт мирного сосуществования и созидательного сотрудничества представителей разных этносов, культур и религий, – в частности, отметил священник Димитрий Сафонов. – Традиционные религии нашей страны и сегодня бережно хранят и приумножают многовековые традиции взаимоуважения, добрососедства и соработничества во имя процветания нашего Отечества. Преподавание основ духовно-нравственных культур народов России (ОДНКНР) позволит учащимся получить знания о фундаментальных нравственных ценностях, богатом историческом, культурном и духовном наследии народов нашей Родины, будет способствовать моральному и патриотическому воспитанию школьников».

Ректор Российского исламского университета ЦДУМ России А.Р. Сулейманов указал на духовные традиции народов Российской Федерации как одну из основ социального единства. По мнению А.Р. Сулейманова, не следует подменять светское образование религиозным: они должны не смешиваться, но находиться в состоянии взаимообогащения и соработничества.

Раввин Йонатан Фельдман затронул тему диалога светского и религиозного мировоззрения, особый акцент сделав на анализе методики преподавания ОДНКНР по конфессиональному принципу. Он высказал мнение, что обучать этому предмету следует единым блоком, без разделения школьников на группы.

Санжай лама отметил важность развития духовно-нравственного образования для общества, а также выразил благодарность Русской Православной Церкви и другим традиционным религиям России за деятельность в этом направлении.

Кроме того, в числе выступавших на секции были: проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры Д.В. Шмонин; заведующая сектором научно-методического обеспечения религиозного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, секретарь Федерального учебно-методического объединения по теологии, член Экспертной группы по теологии при Межрелигиозном совете России М.В. Таланкина; заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ по вопросам образования, науки и культуры, член Экспертной группы по теологии при Межрелигиозном совете России Д.З. Хайретдинов; генеральный представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа в Москве, председатель Международной исламской миссии Ш.А. Пшихачев.

Выступления Д.В. Шмонина и М.В. Таланкиной были посвящены обсуждению перспектив использования теологии, признанной ВАК Министерства образования и науки России научной специальностью, для выработки методологических основ преподавания ОДНКНР.

Д.З. Хайретдинов в своем выступлении сделал акцент на практическом аспекте вопроса, исходя из опыта преподавания «Основ религиозной культуры и светской этики».

Ш.А. Пшихачев указал на недостаток подлинного знания о религиях как одну из причин кризисных явлений современного общества и главный фактор распространения экстремизма под религиозными лозунгами. Он также отметил, что преподавание ОДНКНР должно носить культурологический характер, а введение этого предмета, при всех сложностях, связанных с его практической реализацией, будет иметь положительный результат.