«Избегая общения с представителями других религий, ты начинаешь жить мифами и слухами» – так звучит одна из начальных фраз фильма «Милосердие» за авторством Тимура Федорова, которая также является и ключом к пониманию посыла картины. Работа режиссера появилась в открытом доступе около месяца назад и поднимает такие важные и актуальные темы, как гармония между религиозными общинами, понимание и уважение к чужим традициям, и кроме того, необходимость противодействия распространению разрушительных идеологий.
Замысел создателей заключался в том, чтобы духовные лица – священнослужители христианских конфессий, представители буддистского и исламского духовенства и другие религиозные лидеры, – рассказали бы о понимании милосердия в своем вероисповедании, делах благотворительности и взаимодействии между общинами.
В мире, где все большее распространение получает ненависть по религиозному признаку, ксенофобия (нападения на иудеев в США, связанные с религиофобией инциденты в Европе, геноцид христиан в азиатских и африканских странах) обсуждение подобных вопросов имеет если не лечебное, то по крайней мере профилактическое значение. Углубление понимания религиозных традиций, расширение межрелигиозного взаимодействия и искоренение нетерпимости в обществе по какому бы то ни было признаку служит фундаментом для стабильного развития такой многонациональной страны, как Россия, с ее разнообразием традиций и культур, а также богатой историей добрососедского общения между верующими. Конечно же, свою роль играет и развитие культуры милосердия среди населения России. Как правильно отмечено одним из выступающих – «Без милосердия нет ни духовного роста, ни вообще роста общества».
В фильме приводится мысль, что милосердие является основанием для межрелигиозного диалога, без которого весь мир ждет печальная участь. И в работе режиссера Федорова показано, что возводимые незнанием и непросвещенностью барьеры ведут к появлению разрушительных идеологий (как исламистские организации на Ближнем Востоке и в странах Африки), жестоких, поддерживаемых государством культов, подавляющих инакомыслие (как в Мьянме и Индии). Фильм справляется с задачей показать, что незнание порождает ксенофобию, которая – прямой путь к экстремизму. Он убирает барьеры между общинами, открывает для обычных зрителей внутренний мир священнослужителей и их понимание праведности, которое, независимо от религии, зиждется на помощи ближнему, сострадании и поиске мира.
К сожалению, сегодня становится очевидно, что экстремизм и разрушительные идеологии набирают силу и приводят ко все более губительным последствиям, жертвам среди мирного населения и геноциду целых народов или религиозных общин. Деятельность террористических организаций и отдельных фанатиков все чаще становится предметом новостных сообщений со всего мира (на графике приведены данные о террористических актах за период с августа 2019 по июнь 2020 года, собранные Центром христианской солидарности и взаимопомощи), поводом для тревоги среди видных государственных и религиозных деятелей. В такой ситуации мы может только поддерживать выход таких фильмов, как «Милосердие». Очень радует, что в России ведется целенаправленная работа по предотвращению радикализации населения и предупреждению межэтнических и межрелигиозных конфликтов, что доказывается тем, что средства для фильма были выделены Фондом Президентских грантов.
В фильме принимали участие различные религиозные деятели Байкальского региона. Среди них представители Русской Православной Церкви: руководитель миссионерского отдела Иркутской епархии и настоятель Свято-Троицкого храма п. Хомутово протоиерей Вячеслав Пушкарев, настоятель храма 40 Севастийских мучеников в п. Ревякино священник Георгий Герасименко и и.о. настоятеля Посольского монастыря в республике Бурятия иеромонах Лука. Римско-Католическую Церковь представляли: генеральный викарий епархии св. Иосифа в Иркутске о. Владимир Сек и священник этой епархии о. Войчех. В фильме также принял участие старокатолический епископ Иван Пономарев, первый викарий митрополита церковной провинции св. Михаила Всемирного союза национальных католических церквей. В фильме участвовали и протестантские деятели: епископ объединения церквей «Краеугольный Камень» ХВЕ Иркутской области Павел Стрельников и старший пастор церкви «Слово Жизни» г. Иркутска, председатель организации «Региональное объединение церквей ХВЕ Иркутской области» Дмитрий Маслак.
От ислама в фильме принимали участие муфтий Байкальского муфтията Фарид Хазрат Мингалеев и член совета соборной мечети г. Иркутска Неъматулла Абдулаев. Буддизм представляли настоятель дацана Тубдэн Дорже в п. Усть-Ордынский Шэрите Зоригто Ламаи унзад дацана Тубдэн Дорже Баир лама. В фильме также фигурировали два представителя шаманизма: заместитель главного шамана России, основатель организации «Вечное Синее Небо» Артур Цыбиков и шаман Дархан заарин боо Андрей Михаханов.