Межрелигиозный диалог в России и других странах СНГ

В Токио прошел миротворческий круглый стол, организованный Всемирной конференции «Религии за мир»



В Токио прошел миротворческий круглый стол, организованный Всемирной конференции «Религии за мир».

18-22 февраля 2024 года в Токио прошел Второй Токийский миротворческий круглый стол. Он продолжил серию мероприятий под названием «Вне войны и на пути к примирению: межконфессиональные миротворческие круглые столы», которые призваны создать безопасное пространство для религиозных лидеров и представителей духовенства из стран, воюющих между собой, чтобы обсуждать вопросы восстановления разрушенной инфраструктуры, преодоления социальных разногласий и содействия примирению для формирования более миролюбивого, справедливого и инклюзивного общества.

Круглый стол проводился по инициативе Всемирной конференции «Религии за мир» (ВКРМ). В обсуждениях участвовали д-р Ф. Куриа, генеральный секретарь ВКРМ, генеральный секретарь Африканского Совета ВКРМ; Й. Томатсу, председатель ВКРМ; д-р Й. Шинохара, генеральный секретарь Азиатской конференции ВКРМ, генеральный секретарь ВКРМ; К. Нивано, назначенный президент движения Риссо Косей Кай, член исполнительного комитета ВКРМ. На мероприятии присутствовали представители мировых религий из Японии, Индии, Иордании, Израиля, Мали, Мьянмы, Колумбии, с Украины и из других стран.

Из числа организаций, входящих в Межрелигиозный совет России, в мероприятии принял участие заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата В.В. Кипшидзе и руководитель департамента Федерации еврейских общин России (ФЕОР) по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями раввин Аарон Гуревич.

В начале своего выступления В.В. Кипшидзе подчеркнул важность взаимодействия Русской Православной Церкви со Всемирной конференцией «Религии за мир» в Японии как значимой миротворческой платформой. Он также затронул тему российско-украинского конфликта, который стал для Русской Православной Церкви «огромным вызовом» и воспринимается в России как «братоубийственная война». При этом западные СМИ считают, что Русская Православная Церковь поддерживает российскую армию.

«Действительно, наши военные капелланы присутствуют в войсках. Во все века нашей истории, кроме советского атеистического времени, военные священники всегда оказывали пастырскую помощь солдатам. <…> Солдат, который получает духовную помощь, не будет совершать насилие над мирными жителями, проявит милосердие к пленным», — подчеркнул В.В. Кипшидзе.

Заместитель председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ рассказал о той помощи, которую оказывает Русская Православная Церковь жертвам конфликта: «Наши верующие участвуют в помощи беженцам, тем людям, чьи дома были разрушены в ходе боевых действий. Синодальный отдел по церковной благотворительности нашей Церкви собирает добровольцев, которые ездят на недельные смены, выполняя работы по восстановлению домов пострадавших жителей».

Говоря о важности миротворческой деятельности религиозных лидеров, спикер напомнил о призыве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 7 января 2023 года установить перемирие на время православного Рождества. Данное предложение было принято российской стороной, однако отвергнуто украинской.

Отдельным пунктом выступления стал церковный раскол на Украине, который, по мнению В.В. Кипшидзе, тесно связан с текущим вооруженным конфликтом. Так называемая «православная церковь Украины» «создана для того, чтобы бороться с Украинской Православной Церковью, которая исторически связана с Русской Православной Церковью».

Спикер рассказал о преследованиях Украинской Православной Церкви, представители которой запуганы и фактически взяты в заложники украинской властью: «Насилие в отношение Украинской Православной Церкви продолжается, украинские власти декларировали принятие закона, которые должен привести к полному ее запрету на территории Украины. И это при том, что к этой Церкви принадлежат большинство украинцев. Украинские власти приступили к процессу изгнания Украинской Православной Церкви из древнейшего монастыря — Киево-Печерской Лавры. Вынужден признать, что государства, которые считают себя поддерживающими Украину, продолжают оправдывать репрессии, развернутые против верующих Украинской Православной Церкви и поэтому нам надлежит усилить свой голос в их защиту».

При этом попытки российской стороны выступать в защиту прав Украинской Православной Церкви «не являются политически мотивированными», — подчеркнул В.В. Кипшидзе. «Эта Церковь не является некой пророссийской силой, ее прихожане служат в армии и сохраняют верность своему государству. Но в глазах украинской власти эта Церковь является врагом, потому что она не хочет отказываться от своей религиозной идентичности, своих духовных традиций. Разумеется, Украинская Православная Церковь не будет по указке властей менять свой календарь или прекращать почитание святых XIII века, как это делает новоучрежденная властями ПЦУ», — продолжил он.

В конце своего выступления зампредседателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ привел слова, сказанные им 17 ноября 2023 года на специальной сессии Совета Безопасности ООН, посвященной нарушениям прав верующих Украинской Православной Церкви: «Первый шаг к восстановлению мира на Украине — это прекращение преследований Украинской Православной Церкви, и я призываю Совет Безопасности ООН, отложив политические разногласия, защитить простых верующих от небывалых репрессий. Священники и миряне, монахи и архиереи не должны стать разменной монетой в мировой политике».

По итогам круглого стола было принято заявление, в котором, в частности, говорится следующее:

«Мы глубоко обеспокоены невообразимыми страданиями, которые испытывают люди в зонах конфликтов по всему миру, включая Гаити, Ближний Восток, Мьянму и Украину.

Мы подтверждаем, что все мы принадлежим к единой человеческой семье и несем коллективную ответственность за всеобщее благополучие и процветание. Мы осуждаем войну и насилие, которые нарушают священный принцип неприкосновенности человеческой жизни и человеческого достоинства.

Мы призываем:

— к прекращению и трансформации всех продолжающихся войн, конфликтов и применения насилия и оружия <…> на основании нашей коллективной ответственности за разрешение споров мирными средствами, которые поддерживают и защищают неприкосновенность жизни и человеческого достоинства;

— к сохранению и защите неприкосновенности храмов и святых мест, а также безопасного и свободного доступа к ним как во время войны и конфликтов, так и во времена мира и согласия;

— к сотрудничеству всех религиозных сообществ и заинтересованных сторон для укрепления мира;

— к продолжению межрелигиозного мирного диалога, в котором участвуют религиозные лидеры и другие заинтересованные стороны, включая гражданское общество и средства массовой информации, и представлены все стороны конфликта, для укрепления доверия, обмена знаниями и развития межрелигиозного сотрудничества и гармонии».

20 февраля в рамках запланированной программы состоялась встреча парламентариев и религиозных лидеров в здании японского парламента.

В ходе саммита делегация представителей традиционных религиозных общин России также встретилась с временным поверенным в делах России в Японии Г.А. Овечко.

По материалам сайта Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата