Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Межрелигиозный диалог на территории бывшего СССР вырос из потребности остановить вооружённый конфликт на Кавказе в 1988 году в регионе Нагорного Карабаха.

Главной опасностью Карабахского конфликта стала возможность его трансформации из межэтнического в межрелигиозный, что, несомненно, взорвало бы весь Кавказ.

Первая встреча религиозного лидера Закавказья шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде и Католикоса всех армян Вазгена I, посвящённая урегулированию армяно-азербайджанского конфликта, состоялась в феврале 1988 года. Обе стороны согласились с тем, что Карабахский конфликт носит не межрелигиозный, а межгосударственный характер, чем лишили почвы все инсинуации на эту тему.

Вскоре после этой встречи католикос-патриарх Вазген I направил духовному лидеру мусульман Закавказья Аллахшукюру Паша-заде послание с просьбой оказать содействие в отмене смертного приговора одиннадцати армянам, которые попали в плен. Со своей стороны шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде, касаясь темы Карабаха, каждый раз подчёркивал, что этот конфликт не является следствием религиозных противоречий между мусульманами и христианами, а носит политическиВстреча духовных лидеров России, Армении и Азербайджанай характер.

Проведение Всемирного саммита религиозных лидеров, с участием ведущих представителей мировых религий и европейских социально-политических структур позволило договориться об обмене пленными и телами погибших, о прекращении снайперского огня в районе конфликта.

 

Чеченская Республика

В конце 1994 года после начала первой чеченской войны президент Чечни Джохар Дудаев потребовал от своего сподвижника, муфтия Хусейна Алсабекова объявить России джихад. Это позволило бы принципиально изменить положение чеченских боевиков – из обычных воинствующих сепаратистов они превратились бы в моджахедов, борцов за дело Ислама. Однако муфтий Чечни не только категорически отказался выполнять пожелание Дудаева, но и активно включился в миротворческий процесс, выехав в Москву и встретившись с патриархом Алексием II. В принятом по итогам встречи совместном завлении особо подчёркивалось отсутствие в разразившемся кризисе каких-либо межрелигиозных предпосылок.

В феврале 1995 годаФорум в Грозном две православно-мусульманские группы выехали на Северный Кавказ, чтобы провести ряд совместных миротворческих акций и посетить уцелевшие и разрушенные церкви и мечети. В январе 1996 года христиане, мусульмане и иудеи собрались в мечети Кизляра.

После начала второй чеченской войны Русская православная церковь в лице своего предстоятеля также подчеркнула отсутствие религиозных мотивов в новом конфликте и начала переговоры с муфтием Ахмадом Кадыровым, затем возглавившим новую администрацию Чечни. В августе 2000 года Кадыров в составе делегации духовных лидеров СНГ выехал в Нью-Йорк для участия во Всемирном форуме религиозных и духовных лидеров в ООН, а в ноябре 2000 он встретился с патриархом Алексием II, обсудив вопросы урегулирования ситуации в Чечне.

Миротворческий форум в Грозном

Ирак

Самым резонансным примером совместных миротворческих усилий стала поездка православно-мусульманской делегации в предвоенный Багдад. 15 февраля 2003 года в Махачкале прошёл многотысячный антивоенный митинг, участники которого выразили готовность с оружием в руках сражаться за свободу Ирака.

Иран

С 1997 года Русская православная церковь по итогам визита председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла начала вести диалог в теоретической, богословской форме с иранским шиитским духовенством, выступив соучредителем совместной богословской комиссии по диалогу «Ислам – Православие», заседания которой стали проходить раз в два года поочерёдно в Москве и Тегеране. Вопрос о создании аналогичного постоянно действующего органа по диалогу с российскими нехристианами становился для православных всё более актуальным.

Югославия

Первое заявление МСР, датируемое 25 марта 1999 года, было посвящено осуждению варварских бомбардировок союзной Республики Югославия силами Североатлантического альянса. С этого момента консолидированная позиция лидеров традиционных религий России стала систематически звучать в средствах массовой информации. Особенно часто МСР реагировал на террористические атаки, не просто призывая сохранять мир между религиями, но и прямо рекомендуя уничтожать террористов, причём лучше всего – превентивно.